Поднятие народного хозяйства

Седьмая годовщина Великого Октября ознаменовалась еще одной замечательной победой. В Петрограде состоялся митинг, посвященный постройке первого тепловоза. Работы над ним велись по прямому указанию В. И. Ленина. Содружество ученых, рабочих и инженеров дало отличный результат. С составом в тысячу тонн тепловоз двинулся в Москву. Для того времени не только его конструкция, но и внешний вид были большой новинкой. На промежуточных станциях тепловоз осматривали железнодорожники и местные жители. Это была наглядная агитация наших достижений. Не обошлось и без курьеза: одному из дежурных доложили, что приближается... оторвавшийся от паровоза поезд. Да, в 1924 году локомотив без пара и дыма казался диковинкой.

Ломка старых понятий, неразрывно связанная с утверждением новых социальных, экономических и политических отношений между людьми, ускорялась с каждым днем. Женщина начинает занимать в производстве равное место с мужчиной. Труд подростков ограничивается. Рабочие совместно с руководителями обсуждают планы, берут повышенные обязательства, вносят рационализаторские предложения, организуют соревнование... «А как же иначе»,— скажет молодой читатель. Конечно, теперь иначе быть не может. Построен реальный социализм, а в начале 20-х годов он еще только прокладывал себе дорогу в жизнь, новые общественные отношения еще только утверждались и на производстве, и в быту.

Когда на литейном заводе «Красная Пресня» появились первые путевки в санатории и дома отдыха для трудящихся, никто не хотел ехать. Непривычно было. Старого рабочего Булычева целую неделю уговаривали, а он все свое: «Дайте умереть в Москве. Я на поезде ни разу не ездил, боюсь». Путевка была бесплатная. Купили билет и, что называется, силой отправили Булычева отдыхать. Ну уж когда он вернулся, то стал лучшим агитатором за Советскую власть. «Виданное ли дело,— говорил он,— рабочий отдыхает, что твой князь...»