Соц. индустриализация

Постепенно новостройки переставали быть редкостью. Правда, в 1926—1928 годах основные средства расходовались еще на капитальный ремонт, на переоборудование действующих предприятий, на развитие старых промышленных районов. По замыслу партии они должны были стать (и действительно стали) опорными базами индустриализации. Но уже тогда отчетливо выявился курс на строительство новых предприятий, в первую очередь тяжелой промышленности; наметилась линия на ускоренный подъем ранее отсталых районов страны. Особое внимание уделялось бывшим царским окраинам.

Веками мечтали народы этих окраин о счастье. Заброшенные далеко от центров промышленной и культурной жизни, они только слышали, что где-то есть иная, большая жизнь. В начале 20-х годов мало кто из них представлял себе паровоз. Но вот по аулам разнеслась весть о строительстве большой железной дороги. О ней рассказывали агитаторы-коммунисты. Эта дорога, обещали они, откроет путь, по ней к нам придут машины, с ее помощью мы построим фабрики, оросим поля... 26-летним малограмотным парнем пришел на стройку Джум-галий Омаров. Работал без устали. Вместе со всеми учился, смотрел кинофильмы, не пропускал ни одного доклада, хотел быть ударником, потому и не боялся трудностей. Стал коммунистом, настоящим борцом за новую жизнь. К 1929 году строители из юрт и землянок стали переселяться в оборудованные для жилья вагончики. На помощь землекопам пришли экскаваторы и краны. Темп прокладки путей резко возрос. С удивлением наблюдали местные жители за новой техникой. А когда появились первые паровозы, старики уверяли, что их колеса крутит... шайтан. Кроме мулл, мало кто поддерживал стариков. Обо всем этом с улыбкой вспоминал Д. Омаров, ставший впоследствии начальником Турк-сиба.

Конечно, многое, еще очень многое предстояло сделать. Но главное не вызывало сомнений: собственными силами, без государственной поддержки зарубежных стран советский народ приступил к социалистической индустриализации.