Импорт иностранной техники

Немало препятствий пришлось преодолеть и делегации электромеханического завода имени Владимира Ильича, посланной за оборудованием в США. Рабочим П. П. Ермакову и Н. Я. Иванову долго не выдавали виз; в одном из портов им устроили унизительный «медосмотр»: выворачивали веки, «искали» трахому, вшей. А московских химиков просто не пустили на современные заводы.

Да, препятствий было немало. Но, как и предвидел В. И. Ленин, неумолимые законы экономического развития заставляли капиталистов торговать с Советским Союзом.

В 1931 году СССР был самым крупным покупателем машин на мировом рынке; он приобрел больше половины германского, английского и третью часть американского экспорта станков. По признанию многих иностранцев, в годы мирового кризиса их фирмы существовали благодаря советским заказам.

Любопытный опрос провел в 1932 году один американский исследователь. 50 крупнейшим концернам США он задал вопрос о целесообразности экономических связей с СССР. Из 47 полученных ответов почти во всех подчеркивалось, что расширение торговли с ним — дело выгодное.

Из всех средств, выделенных в 1917—1937 годы на импорт, более 40 процентов пришлось на период с 1929 по 1933 год, то есть на время создания фундамента социалистической экономики. Иностранным оборудованием были оснащены автомобильный завод в Нижнем Новгороде, тракторный гигант в Сталинграде, азотнотуковый комбинат в Березниках, Ново-Краматорский завод тяжелого машиностроения и ряд других крупных предприятий. На любой большой стройке можно было увидеть американские грузо-вики и тракторы. Почти все экскаваторы были происхождения: в 1929—1932 годах их было закуплено более 500, тогда как производство отечественных еще только налаживалось (к концу первой пятилетки было выпущено 85 экскаваторов).

Размах промышленного обновления в СССР был настолько велик, что действующие заводы не могли полностью обеспечить народное хозяйство соответствующей техникой. К тому же, как известно, ряд новейших отраслей индустрии приходилось создавать заново. Естественно, что в таких условиях планово осуществляемый государством импорт машин и оборудования способствовал ускорению темпов социалистической индустриализации. Но было бы наивно думать, что господин Форд или Крупп оказывали нам бескорыстную помощь. Да и правильно ли вообще говорить о помощи? За тракторы и автомобили, за металл и станки приходилось платить золотом, а нередко и переплачивать.