Рост отечественной индустрии

На строительстве «Азовстали» обнаружилось, что оборудование для газоочистки доменного цеха, прибывшее из Германии, не отвечает требованиям, записанным в договоре. Признал это и немецкий шеф-монтер. Надо было видеть, как педантичный иностранец, принципиально не желавший перерабатывать ни минуты, засуетился около машин, забыл про обед и дотемна возился у механизмов... Впрочем, никому от этого легче не стало. Днями и ночами вносились улучшения в зарубежную конструкцию, изготавливались новые детали. Конец у этой истории весьма примечательный: по существу, в строй вступило советское оборудование, которое намного превзошло нормы, предусмотренные немецкой фирмой; договор с иностранцами был аннулирован; большая группа советских работников получила награды.

По мере того как росло мастерство советских рабочих, их успехи стали признавать и бывшие поставщики. В 1934 году Москву посетил президент американской фирмы «Геркулес», у которой несколькими годами раньше покупались моторы для грузовика АМО-3. С большим интересом капиталист осматривал первенец советского автостроения. С конвейера завода сходило около 150 машин в сутки. Осмотрев предприятие, гость с восхищением отозвался обо всем увиденном, а потом добавил: «Мне стало ясно, почему вы перестали покупать у меня моторы, и мне совершенно очевидно, что вы их у меня покупать никогда не будете».

Рост отечественной индустрии действительно во многом изменил характер импорта. В середине 30-х годов СССР стал ввозить главным образом технические новинки и наиболее сложные машины новейшей конструкции, еще не производившиеся у нас или выпускавшиеся в недостаточном количестве. Более того, ряд товаров из импортных перешел в экспортные. На мировом рынке все в больших и больших размерах появлялась продукция тяжелой индустрии СССР.