Медный рудник

Другая замечательная дата в летопись 1935 года была вписана строителями на Востоке. Стране нужна была своя медь. В то время почти 60 процентов разведанных запасов медной руды приходилось на Казахстан. В районе Коунрада намечалось сооружение большого комбината, а до ближайшей железнодорожной станции было 480 километров. Выход был один: ускоренно строить и рудник и дорогу. Первый же пункт правительственного решения гласил: направить на стройку 500 коммунистов и тысячу комсомольцев.

По озеру Балхаш в разобранном виде привезли два паровоза и несколько платформ. Но как их доставить на рудник? В Москве иностранные специалисты пожимали плечами. А тем временем паровозы и платформы двинулись через пески. Они проходили небольшой отрезок пути по временно уложенным рельсам, потом рельсы разбирались и снова переносились вперед. Шаг за шагом по «движущейся» дороге техника пришла в Коунрад. Темп работ на руднике резко возрос. Здесь развернулось строительство теплоцентрали, цехов, жилой части города. А к осени 1935 года вступила в строй и железнодорожная магистраль Караганда — Балшах. Путь к меди был открыт.