Пролеткульт

Прямо противоположные взгляды высказывали сторонники Пролеткульта (так называлась литературно-художественная и культурно-просветительная организация, возникшая незадолго до революции). Пролеткультовцы выдавали свои воззрения за истинно пролетарскую идеологию. Возражая поборникам «чистого искусства», они требовали создать «чистую» пролетарскую культуру и отбросить «проклятое прошлое». Один из пролеткультовских поэтов взывал:

Во имя нашего Завтра — сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

«В то время,— вспоминал Константин Федин,— находились люди, считавшие, что в области культуры произойдет простая замена старых форм новыми. Один этап истории кончился, начался другой. Между ними выкапывается ров, и чем он глубже, тем дело вернее: старое не возвратится, будущее утвердит свою независимость от прошлого».

В отличие от Пролеткульта, под мелкобуржуазное влияние которого поначалу подпала часть общественности, и вопреки Пролеткульту Коммунистическая партия боролась за критическое освоение культурных богатств, созданных человечеством на протяжении многих веков. В речи на III съезде комсомола В. И. Ленин подчеркивал: «Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».

По мере становления социалистической культуры от Пролеткульта отходили наиболее здоровые элементы, а в его рядах подвизались различного рода футуристы, сторонники абстрактного искусства. Число их «почитателей» таяло. Когда, например, на одной из улиц Москвы появился гранитный куб, по замыслу автора изображавший героя революции, жители города потребовали убрать «чудище».