Движение за всеобщую грамотность

Настоящими центрами новой культуры стали новостройки, первенцы социалистической индустриализации. Хаир Кусембаев (Магнитка), Андрей Филиппов (Новокузнецк), Мирсаид Ардуа-нов (Березники), Джумгалий Омаров (Турксиб), Александр Бусыгин (Нижний Новгород)... Все они познали грамоту, став рабочими, втянувшись в соревнование, поднявшись до ударничества. Хаир и Джумгалий были еще молоды, кончили вечерние школы, поступили в высшие учебные заведения. Труднее пришлось их старшим товарищам.

М. Ардуанову исполнилось 43 года, когда он вместе со своей бригадой стал посещать ликбез. По закону все обучавшиеся имели право кончать трудовой день на два часа раньше. Но ардуа-новцы часто добровольно задерживались на работе. Усталые приходили в барак, где их ждали комсомольцы, брали буквари, и занятия начинались.

А вот что рассказывает А. С. Филиппов: «Гляжу, бывало, на рабочего, который, шевеля губами, уткнулся в газетный лист, и зависть берет: сам-то ведь в грамоте ничего не смыслю. А сколько интересного небось в книгах описано...

Тридцать восемь лет уже мне стукнуло, когда первый раз на занятия ликбеза пришел. И труднее мне сначала показалось карандашом двигать, чем лопатой землю кидать. На работе смену отработаешь, а рубаха сухая. А вот пока читать, писать научился, не раз пот со лба рукавом утирал! Но осилил я грамоту все же, хотя иногда на сон-то и времени мало оставалось. Зато, когда в первый раз сам по складам в газетке разобрался, как будто второй раз на свет народился. Словно бельмо какое с глаз снял! Сейчас, наверное, иной студент, когда диплом получает,  такой  радости  не  испытывает,  какую  я  тогда   испытал».

Наибольшего размаха движение за всеобщую грамотность достигло в 30-е годы. Теперь, вспоминая первую пятилетку, мы говорим: в ту пору страна покрылась лесами новостроек. Не боясь преувеличения, можно сказать и другое: именно тогда вся страна села за книги. Учились все — от мала до велика.

К 1933 году в СССР в основном было осуществлено всеобщее начальное четырехклассное обучение, а к 1934 году в городах в основном было введено семилетнее образование. Успехи советской экономики позволяли все больше и больше средств выделять на строительство школ, на подготовку учителей, на всестороннее улучшение дела народного просвещения. К тому времени овладело грамотой и большинство взрослого населения страны. Этому содействовали не только школы ликбеза, различные производственные кружки и курсы, но и вся система народного хозяйства, требующая постоянного повышения культурно-технического уровня рабочих, колхозников, служащих и создающая для этого благоприятные условия.

   Сколько человек у вас учится? — спросил однажды италь
янский профессор начальника одного из строительных участков
Днепрогэса.   10 тысяч человек.   А сколько же у вас всего рабочих?   10 тысяч.   А кто же у вас тогда работает?   Те, кто учится.