Кукрыниксы

Вскоре после победы Октябрьской революции рабочие «Красного путиловца» решили организовать художественную студию для своих детей. Но в органах народного образования им посоветовали пока повременить. Когда делегаты при встрече с В. И. Лениным рассказали ему об этом, Владимир Ильич, обращаясь к присутствующим в его кабинете, воскликнул: «Вы слышите, что путиловцы хотят? Они хотят создавать свою трудовую интеллигенцию, а им говорят: «Подождите годик!» Никаких промедлений, студию надо организовать!»

До революции народные таланты не имели возможностей для творческого роста. Жалкой и незавидной была участь многих замечательных самородков — сказителей, акынов, кобзарей, песенников, живописцев, танцоров. Великий Октябрь впервые открыл поистине безграничный простор талантам из народа. Даже суровая пора гражданской войны и интервенции не могла остановить этот бурный поток.

Не успели отгреметь орудийные залпы на Украине, а легендарный Григорий Котовский сам привел в Киевскую консерваторию запевалу одного из своих полков. Во время экзамена красноармеец растерялся: не сумел спеть под аккомпанемент рояля. Тогда Котовский велел принести свою флейту. В сопровождении его молдаванской флейты красноармеец Панченко спел свою любимую песню и выдержал экзамен.

А вот другой, тоже весьма характерный эпизод из истории советской культуры.

...Они приехали в Москву из разных городов и в разное время: Михаил Куприянов из Ташкента, Порфирий Крылов из Тулы, Николай Соколов из Рыбинска. Все поступили во Вхутемас. У каждого были зоркий глаз, твердая рука и горячее сердце художника.

Николай на экзамен опоздал. Глянув на рисунки поступающих, оробел: кто рисовал крестиками, кто кубиками, кто стежками, а кто и совсем непонятно. Влияние футуристов было сильным. Соколов выбрал гипсовую голову и нарисовал ее карандашом просто. Нос как нос. Ухо как ухо. Мимо прошел мужчина с бородой, в косоворотке.

   Чей рисунок? — спросил.   Мой,— ответил Соколов.   На конкурсе выделится.

Ректор В. А. Фаворский не ошибся. Николай прошел в числе первых. Работал он с душой, легко и много. Однажды (это было в 1924 году) нарисовал карикатуру, принес ее в стенгазету, которую вместе оформляли Куприянов и Крылов. Делали они все сообща и в шутку подписывали «Кукры», по начальным слогам своих фамилий. Рисунок Николая Соколова им понравился. Познакомились и разговорились. «Работай с нами, если хочешь». Газету стали оформлять втроем. Так «начались» Кукрыниксы.

Но интересно не только рождение столь знаменитого содружества, не менее примечательно и то, как каждый из них стал профессиональным художником. Ведь все они начали учиться по рабочей путевке. Порфирия Крылова, например, направил во Вхутемас Тульский оружейный завод, где он работал инструментальщиком. В его командировочном удостоверении, выданном союзом металлистов, так и значилось: «Посылается для завершения художественного образования».

О том, что конторский служащий Соколов увлекается живописью, знали его сослуживцы. Видели, как он после работы ходит в городскую студию. Они и выхлопотали ему путевку.

В середине 20-х годов Кукрыниксов разыскал Маяковский и попросил оформить пьесу «Клоп», которую ставил Мейерхольд. Высоко оценил творчество художников и Горький. Встречался с ними, давал ценные советы. Так, по «зеленой улице», входили в большое искусство посланцы народа. В 1933 году карикатуры Кукрыниксов стала помещать «Правда». В последующих номерах газета нередко сообщала, как наказаны высмеянные ими бюрократы, хапуги и лодыри. Кукрыниксы, став художниками, по-прежнему шли в ногу с рабочим классом.