Сталь закаляется в пламени

Сталь закаляется в пламени. Подобно ей закалялся, крепчал в огне справедливой, освободительной борьбы советский тыл. Оружие победы ковалось у станков и доменных печей, в шахтах и рудниках, на колхозных и совхозных полях в РСФСР и Казахстане, Киргизии и Грузии, Азербайджане, Армении и Узбекистане, Туркмении и Таджикистане. Во имя победы шли в неизведанные дальние маршруты геологи, открывали и бурили новые скважины нефтяники, выращивали новые сорта пшеницы селекционеры. Труженики тыла совершали на трудовом фронте легендарные подвиги. Ведь здесь закладывались основы побед Красной Армии.

Время как бы потеряло власть над людьми. Сутками не отходили от машин и станков рабочие, стремясь дать фронту как можно больше оружия, боеприпасов, снаряжения. На заводах и фабриках в суровые дни войны часто можно было увидеть такие боевые листки: «Молния! Комсомолец Василий Шубин дал 1136 процентов нормы. Заработанные деньги он сдал в фонд обороны». О героических делах рабочих сообщали газеты. Так, «Ленинградская правда» писала 2 октября 1941 года: «Отстояв в кочегарке бессменно 30 часов и получив после этого только несколько часов для отдыха, тов. Винников опять стал на вахту».

35 норм за смену давал молодой коммунист фрезеровщик паротурбинного завода Николай Соколов благодаря разработанному им новому приспособлению к станку. Фрезеровщик Д. Ф. Босый, приехавший в Нижний Тагил вместе с эвакуированным из Ленинграда заводом, за 15 дней давал норму пяти месяцев. Это стало возможным благодаря спроектированному и изготовленному им простому, но очень эффективному приспособлению к станку. И так на каждом предприятии.

Уже в первые дни войны началось движение рабочих-двухсот-ников. Каждый ежедневно выполнял две нормы — одну за себя, другую за товарища, ушедшего на фронт. Широкое распространение получили комсомольско-молодежные фронтовые бригады, возникшие в дни битвы за Москву.

Железнодорожники Московского узла стали инициаторами соревнования за слаженную, бесперебойную работу транспорта, за быстрое продвижение эшелонов, доставлявших грузы для нужд фронта и тыла. Поддержавшие их инициативу железнодорожники Новосибирского депо начали борьбу за сокращение простоев и резкое повышение среднесуточного пробега паровозов. С этой целью машинист депо Н. Лунин со своей паровозной бригадой освоил слесарное дело и начал производить текущий ремонт паровоза в пути. Высокими темпами сооружались новые стратегические магистрали. Общими усилиями рабочих всех республик создавалась новая военно-промышленная база на востоке страны, расширялись производственные мощности в Средней Азии и Казахстане.