Кинематограф в период Великой Отечественной войны

С первыми выстрелами ушли на фронт операторы кинохро­ники Р. Кармен, В. Микоша, М. Ошурков, М. Трояновский, Б. Шер и другие. Гвардия советского кино — документалисты — сражались вместе с воинами в пехотных шеренгах, на броне танков, в кабинах боевых самолетов, в партизанских засадах. Высокую правду рассказывали их ленты, пропахшие пороховым дымом передовых линий. Отдавая дань силе документального кино, сели к монтажным столам кинохроники выдающиеся масте­ра художественного кино — А. Довженко, С. Юткевич, С. Гера­симов, Ю. Райзман, А. Зархи, И. Хейфиц.

В дни войны на экраны вышел потрясающей силы фильм — «Радуга» М. Донского и В. Василевской с участием Наталии Ужвий, игравшей роль борющейся и непобежденной украинской женщины-партизанки. Этот фильм прозвучал как страстный призыв к борьбе с фашизмом, священной мести за поруганную землю, за муки народа. Лучшим фильмом о войне с фашизмом назвал тогда президент США Рузвельт «Радугу». Героическая борьба партизан и подпольных организаций была воспета в фильмах «Секретарь райкома» (И. Прута и И. Пырьева с извест­ным актером В. Ваниным в заглавной роли) и «Зоя» (Л. Арнштам и Б. Чирскова). Звали в бой, помогали сражаться фильмы «Фронт» братьев Васильевых по пьесе А. Корнейчука, «Она защи­щает Родину» А. Каплера и Ф. Эрмлера, «Машенька» Е. Габри­ловича и Ю. Райзмана, «Родные поля» М. Папавы, Б. Бабочкина, А. Босулаева, «Два бойца» Е. Габриловича и Л. Лукова.