Поиск нефти

Исключительно большое значение имело и другое строительство, запланированное по решению СЭВ. Речь идет о нефти. Экономисты подсчитали, что для успешного развития народного хозяйства Венгрии, Польши, ГДР и Чехословакии в 1965 году понадобится не менее 15 миллионов тонн нефти. Советский Союз такое количество нефти, разумеется, даст. Но как ее перевезти? Потребуется 600 тысяч 25-тонных цистерн — состав длиной от Москвы до Владивостока, если не больше. А сколько уйдет на транспортировку времени? Ведь от Поволжья до Одера тысячи километров.

Развернулись коллективные поиски. Надо было обязательно найти максимально выгодный путь. Снова подтвердилась народная мудрость: «Кто ищет, тот всегда найдет». Пришли к выводу, что лучше всего пустить нефть по трубопроводу. По предварительным подсчетам, перекачка обойдется в 3—3,5 раза дешевле, чем перевоз по железным дорогам. Даже по сравнению с водными путями нефтепровод строить выгоднее. Нет затрат на погрузку и разгрузку, резко снижаются потери от испарения, разлива и т. п.

Все эти обстоятельства были глубоко изучены участниками 10-й сессии СЭВ, которая проходила в декабре 1958 года в Москве. Перед ними, как огромный разноцветный ковер, расстелили географическую карту и генеральную схему «нефтяной реки». Ее истоки — на Волге, в районе Куйбышева. Отсюда через равнины и холмы Среднерусской возвышенности, через реки и болота она устремляется в Белоруссию, далее одна ветвь протягивается в Польщу и ГДР, другая — в Чехословакию и Венгрию. Общая длина — около 4500 километров. Был задуман самый большой в мире нефтепровод. Каждая страна сооружала на своей территории собственный участок.