Пятилетний план восстановления

В августе 1945 года, в самый разгар наступательных боев против японских войск, Госплан Союза ССР получил задание разработать пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946—1950 годы. К этому времени некоторая подготовительная работа была проделана на многих крупных предприятиях.

Еще осенью 1944 года директор знаменитого уральского завода тяжелого машиностроения Б. Г. Музруков пригласил к себе в кабинет ведущих конструкторов и инженеров. «Товарищи,— обратился он к ним,— что вы думаете о будущем?» И по тому, как просветлели усталые лица специалистов, директор почувствовал, что все они поняли его с полуслова. Каждый из них мечтал о выпуске мирной продукции, у каждого зрели свои идеи и предложения. Вновь созданный коллектив так и назвали «группой завтрашнего дня». И вскоре этот день настал. Последняя самоходка сошла в Свердловске с конвейера и замерла на гранитном постаменте перед заводом как памятник героям тыла. А в цехах рабочие и техники уже склонились над чертежами буровых установок и экскаваторов, прессов и прокатных станов.

О  послевоенном профиле производства думали и  на других заводах, в институтах и учреждениях. Это ускорило разработку
нового пятилетнего плана, который был рассмотрен и утвержден сессией Верховного Совета СССР в марте 1946 года '. План пре
дусматривал ускоренное достижение довоенного уровня экономики,  дальнейшее  развитие   народного  хозяйства,   новый  подъем
благосостояния трудящихся. Особое внимание было обращено на восстановление и развитие тяжелой индустрии и железнодорожно
го  транспорта;   именно  эти   отрасли  должны   были   обеспечить быстрый рост экономической мощи страны в целом.

Борьба за осуществление принятого плана развернулась быстро и в исключительно широких масштабах. Фактически она начиналась по мере изгнания фашистской нечисти с территории нашей Родины. Уже в 1945 году с конвейера Сталинградского тракторного завода сошел пятисотый гусеничный трактор, а на «Красном Октябре» заработал блюминг, в Ефремове (Тульская область) снова началось производство синтетического каучука, во Львове — электроламп, в Крюкове (Полтавская область) — железнодорожных вагонов, в Харькове — шлифовальных станков...

1 Тогда же было решено переименовать Совет Народных Комиссаров Союза ССР в  Совет Министров.  Соответственно все наркоматы  стали  называться министерствами.