Движение новаторов

Движение новаторов, соревнование рационализаторов и изобретателей охватило широкие слои рабочих и приняло действительно массовый характер. Хорошо об этом рассказал инженер московского завода «Серп и молот» Л. Н. Подвойский. В 1950 году ему и еще одному специалисту предложили помочь мастеру И. И. Туртанову написать книгу об опыте столичных сталеваров. Им было что поведать читателю. Кто из металлургов не мечтал тогда прокатать 480 слитков за восемь часов? А смена Туртанова этого уже добилась. «Слиток в минуту!» — так решили назвать книгу. Заголовок был звучным и точным. Но не прошло и нескольких месяцев, как от него пришлось отказаться, он устарел: смена Константина Грачева стала прокатывать более 500 слитков за рабочий день. 12 операций совершалось менее чем за 60 секунд. А когда брошюру подготовили к печати, на заводе давали четыре слитка в три минуты. В результате книгу назвали «Чудесный сплав». Новое название символизировало союз труда и науки, содружество рабочих и инженеров, оно вполне соответствовало событиям, о которых писали новаторы.

Количество таких примеров легко увеличить. Ведь только в 1950 году в народное хозяйство было внедрено 655 тысяч изобретений, технических усовершенствований и рационализаторских предложений. Экономический эффект от их реализации был огромен. Удалось сэкономить миллиарды рублей, значительно поднять производительность труда, увеличить количество выпущенной продукции, во многом облегчить труд человека.

Сегодня мы привыкли к тому, что мимо нас проносятся грузовики с контейнерами кирпича, с прицепами, которые предназначены для перевозки стеновых материалов. А в 1946—1947 годах появление таких машин вызывало большой интерес. На стоянках их окружали не только любознательные мальчишки, но и пожилые люди. Московскому мастеру кирпичной кладки Ф. И. Мальцеву пришлось немало потрудиться, прежде чем его предложение было официально принято. Ежедневно на его глазах почти пятая часть кирпича билась при перевозке. Рабочие тратили множество сил на погрузку и разгрузку строительных материалов. Автомобили простаивали. Могла ли мириться с таким положением вещей мысль новатора? Поиски увенчались успехом. И тогда бой кирпича сократился с 18 до 1—2 процентов, трудоемкость транспортных работ (включая погрузку и разгрузку) уменьшилась в полтора раза, а количество необходимых грузовиков — на одну треть.

Самоотверженный труд рабочих и служащих позволил ускорить темпы восстановления народного хозяйства.