Строили,восстанавливали

Есть такая книга — «Экономическая жизнь СССР». Это хроника важнейших событий и фактов. Она наглядно показывает, как изо дня в день претворялась генеральная линия партии в борьбе за победу социализма и построение коммунистического общества. В разделе 1945—1947 годов чаще всего встречается слово «восстановлен»: восстановлены такие-то шахты и электростанции, гиганты черной металлургии «Запорожсталь» и «Азов-сталь», тракторные и паровозостроительные заводы...

На страницах, относящихся к 1948—1950 годам, преобладает слово «построен». Построены новые гидроэлектростанции на Урале и в Сибири, мощные исследовательские центры в Москве и «Ленинграде, комбинат по добыче олова в Хабаровском крае, автосборочные заводы в Одессе и Львове, открыты новые железнодорожные линии, введены в действие угольные разрезы и домостроительные комбинаты, мартеновские печи и химические предприятия, текстильные фабрики, новые линии газопроводов и т.д.

        Как и прежде, наряду с большим размахом работ вокруг ранее сложившихся индустриальных центров промышленное строительство интенсивно велось в новых районах, особенно в национальных республиках и областях. Первые гидроэлектростанции возводились на озере Севан — в Армении, росли Храмская и Сухумская ГЭС — в Грузии, Фархадская — в Узбекистане. Собственную металлургическую базу получили республики Закавказья — в Рустави вошли в строй первые агрегаты металлургического завода. Завершилось строительство первенца узбекской металлургии в Беговате. В азербайджанском городе Сумгаите начал работать большой трубопрокатный завод и развернулось сооружение комплекса нефтехимических предприятий. Между Волгой и Уралом с каждым днем разрастался лес буровых вышек. Превратились в центры нефтяной промышленности прежде небольшие городки Сызрань, Бугульма, Бугуруслан. В Башкирии поднялись новые города нефти — Ишимбай и Октябрьский. «Второе Баку» коренным образом изменило географию нефтедобычи в СССР. Уже в 1950 году в восточных районах страны было получено около 44 процентов всей нефти, а в 1940 году — только 12 процентов.

Широкую известность получили в те же годы первые дальние газопроводы Саратов — Москва, Дашава — Киев, Кохтла-Ярве — Ленинград. Совместными усилиями их прокладывали русские и. украинцы, эстонцы и латыши, представители всех национальностей Советского Союза. Каждая из этих строек, подобно тысячам других, цементировала экономическую основу дружбы народов СССР, укрепляла их морально-политическое единство.