Итоги четвертой пятилетки

      За   годы  четвертой  пятилетки  было  восстановлено  и  вновь построено свыше 6 тысяч промышленных предприятий. Это значит, что в среднем каждый день в строй вступало более трех крупных объектов. Валовая продукция промышленности в 1950 году значительно превысила довоенный уровень и превзошла рубежи, намеченные по плану. Особо важное значение имел приток новой техники. В 1950 году было выпущено 344 угольных комбайна (против 22 в 1940 году). Почти в 11 раз увеличилось производство турбобуров, в 15 раз — гидравлических турбин, в 25 раз — магистральных тепловозов и более чем в 11 раз возросло производство электровозов. На смену довоенным «газикам» и «полуторкам» пришли более современные автомобили «победа», «москвич», многотонные грузовики-самосвалы и первые автоприцепы.

      Более чем на 3 миллиона увеличилось количество рабочих и служащих, занятых в промышленности. Состав рабочего класса заметно изменился. Сократился удельный вес труда женщин и подростков. Все реже и реже можно было их увидеть на шахтах и рудниках, за рулем грузовика и в паровозной будке. В широких масштабах развернулись обучение и переподготовка кадров. Началось быстрое увеличение числа рабочих новых профессий — наладчиков и бурильщиков, мотористов и экскаваторщиков, машинистов электровозов и электросекций.