Экскаваторы

Наибольшая слава выпала на долю шагающих экскаваторов. Работа над ними началась на Уралмаше в 1948 году под руководством конструктора Б. И. Сатовского. В тот год Борису Ивановичу исполнилось 40 лет. Опытный инженер хорошо знал не только советскую, но и зарубежную технику. Он выступил против, казалось бы, узаконенных принципов, на основе которых строились американские экскаваторы. Многие с ним спорили. Порой казалось, ничего не выйдет: рвались тросы, гнулись трубы, перегорали моторы. Снова и снова заседали партийные бюро отделов и групп, проводились производственные совещания, собирались изобретатели и рационализаторы. Коллектив творил. На помощь приехали московские ученые. И пятиэтажный гигант, весящий более 1100 тонн, оснащенный стометровой стрелой, ожил. Послушный воле человека, он действительно зашагал. На его испытания собрались тысячи рабочих и служащих. Они почтительно пропустили вперед высокого старика с длинной седой бородой. Внимательно оглядев экскаватор, он восхищенно взмахнул руками и произнес: «Царь-машина». Эти слова знаменитого уральского сказочника П. П. Бажова стали нарицательными.

В декабре 1949 года 120 вагонов и платформ увезли экскаватор на Волго-Дон. Его смонтировали, еще раз опробовали, и он своим ходом двинулся на трассу канала. 1 августа 1950 года Б. И. Сатов-ский по праву автора вынул первые кубометры земли, а потом уступил свое место инженеру А. П. Ускову. О чем подумал Анатолий Павлович в те минуты? Быть может, вспомнил, как рыл в здешних местах окопы под огнем противника в дни войны? Или припомнились ему бессонные ночи, которые он провел еще в Свердловске, знакомясь с машиной? А возможно, он представил себе, как пойдут по каналу суда, как протянутся линии высоковольтных передач, как живительная влага напоит засушливые земли.

Из каких только мест не приезжали делегации смотреть и изучать работу экипажа Ускова, а затем и других шагающих экскаваторов! И было чему подивиться. Пять кубометров земли вынимал землекоп за день изнурительной работы на строительстве железной дороги Москва — Петербург. 15 тысяч кубометров перерабатывала за сутки «царь-машина». Экономисты подсчитали, что за год с небольшим бригада Ускова, состоящая из 17 человек, проделала работу, на которую вручную ей бы понадобилось потратить 500 лет.