Большие перемены в искусстве во второй половине 50-х годов
        Большие перемены, происходившие в нашем искусстве во второй половине 50-х годов, после решений XX съезда партии, особенно видны на примере кинематографии — этого самого массового, наиболее близкого народу искусства. Выросло целое поколение молодых кинорежиссеров, сценаристов, актеров. С. Ф. Бондарчук, В. И. Ежов, А. В. Баталов, Ю. К. Борисова, Н. В. Мордюкова и другие в тесном единении с мастерами старшего поколения — М. К. Калатозовым, Ю. И. Солнцевой, Ю. Я. Райзманом, С. А. Герасимовым, М. И. Роммом, И. А. Пырьевым создали немало значительных фильмов. На мировом экране развернулось соревнование духовной жизни двух миров, отраженных кинематографией. В середине 20-х годов фильм «Броненосец «Потемкин» первым прорвался сквозь «железный занавес» на Запад. «Призрак коммунизма», заключенный в нескольких туго смотанных катушках пленки, с легкостью перешагнул границы. Фильмы «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Коммунист», «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Сорок первый», «Чистое небо» покорили сердца миллионов.

То новое, что принесло в искусство время, можно было видеть повсеместно. Архитекторы отказались от дорогостоящих излишеств, от ненужной вычурности. Новые материалы вызвали к жизни и новые формы. Главным стал принцип разумности, экономичности и удобства. Прогрессивность этого направления проявилась не только в небывалом развороте массового строительства жилых кварталов и целых городов. По-иному стали возводиться здания общественного назначения. Здесь не стало лишнего, все отвечало своему назначению, а красота создавалась строгостью и целесообразностью форм.

Серьезными удачами были отмечены работы советских скульпторов. Среди них памятники Марксу и Маяковскому в Москве, созданные скульпторами Л. Е. Кербелем и А. П. Кибальниковым, исполненный поэзии памятник Пушкину в Ленинграде работы М. К. Аникушина.