Изменения в промышленности
Принципиально важные изменения происходили и в промышленности. Здесь с особой остротой стоял вопрос о том, с помощью каких показателей осуществлять государственное планирование, контролировать работу предприятий, выполнение ими намеченной программы. Печать сообщала не только об успехах. Рассказывалось и о проявлениях местничества, о нарушениях принципов кооперирования и специализации, о нехватке сырья, топлива, полуфабрикатов в одних местах и избытке — в других. В чем заключалась причина подобных неурядиц? Почему иной раз предприятия продолжали выпускать продукцию, не находившую потребителей? Как слить воедино интересы каждого труженика, каждого предприятия с интересами государства? Десятки таких вопросов вставали перед практиками и учеными, партийными работниками и профсоюзными активистами. Часть из них считала, что народное хозяйство переросло планирование, оснащенное традиционными бухгалтерскими принадлежностями, устаревшими арифмометрами. Нужна, мол, другая техника, и тогда по-прежнему можно будет из центра утверждать каждому предприятию детальные задания и условия его деятельности.

По мнению других, такое административное регулирование противоречило задачам построения материально-технической базы коммунизма. В условиях, когда действуют товарно-денежные отношения, централизованное планирование должно касаться лишь самых общих (разумеется, решающих) направлений и показателей. Нельзя распределять в централизованном порядке десятки тысяч видов средств производства. Нужно предоставить предприятию определенную самостоятельность, усилить его ответственность и заинтересованность в безубыточной работе, в количестве, качестве и ассортименте выпускаемой продукции.

Кто же прав? В поисках ответа правительство перевело ряд предприятий в 1964—1965 годах на новые методы планирования и экономического стимулирования. Раньше деятельность этих заводов и фабрик оценивалась прежде всего по выпуску валовой продукции, во внимание принималась в первую очередь общая стоимость выпущенных товаров. Теперь «вал» уступил место другим показателям: реализации продукции и получению прибыли.

Швейные фирмы «Большевичка» в Москве и «Маяк» в Горьком получили право выпускать одежду по заказам магазинов. Работники фабрик и торговли сами стали определять, каких фасонов и расцветок шить костюмы, в каком количестве и в какие сроки доставлять их на прилавки покупателям и т. д.

Метод «прямых связей» возник не случайно. Благосостояние советских людей росло, поднимался общий уровень культуры, изменялись и потребности трудящихся. Все большее значение приобретало стремление покупать вещи с учетом их качества, Цены, соответствия моде и т. д. Предприятия перестраивались медленно; появилось понятие «неходовые товары». Приходилось их удешевлять.

Опыт «Большевички» и «Маяка» быстро оправдал себя. Их товары успешно расходились, выдерживали конкуренцию с лучшими импортными изделиями. Прибыли предприятий увеличились. Новая премиальная система позволила установить надбавки к зарплате рабочих и служащих в размере 40—50 процентов месячного оклада. И хотя эксперимент протекал не без трудностей (мешало, в частности, неумение работать по-новому), достоинства изучаемого порядка планирования были бесспорными. Такой же результат обнаружился и в автохозяйствах Москвы и Ленинграда, где права коллективов были значительно расширены, введена премиальная система, направленная на повышение заинтересованности рабочих и служащих в росте производства, повышении качества работы. Сократились порожние пробеги машин, грузооборот заметно увеличился. Удалось получить значительную сверхплановую прибыль. По желанию коллективов ее направили на улучшение производства, на социально-культурные нужды и материальное поощрение передовиков.

Перестройка управления промышленностью предусматривала сочетание отраслевого принципа с территориальным, с межотраслевыми задачами комплексного развития народного хозяйства, с задачами подъема экономики всех районов СССР, с расширением хозяйственных прав союзных и автономных республик. Изменился порядок планирования, усилились хозяйственная инициатива предприятий и экономическое стимулирование.