Крупные промышленные предприятия.КаМаз

В целом за пятилетку было построено около двух тысяч крупных промышленных предприятий и большое количество других объектов. Своей значимостью выделялись Ленинградская атомная электростанция (мощность 2 миллиона киловатт), доменная печь на Криворожском металлургическом заводе (объем 5 тысяч кубических метров), предприятия лесопромышленного комплекса в Братске и др. Особую известность приобрел КамАЗ — Камский автомобильный завод.

Впервые это слово прозвучало в конце 60-х годов, когда было принято решение соорудить комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей. Местом стройки была избрана Татарская автономная республика, район маленького города Набережные Челны. Название этого небольшого центра, расположенного на берегу реки Камы, в ту пору еще знали немногие. Но именно сюда в декабре 1969 года тягач притащил первый экскаватор. Бульдозеры стали расчищать от снега место будущего котлована. На рассвете 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков сначала взрыхлил мерзлую землю, а затем пустил в дело ковш. Стройка началась.

Через два года работы велись на территории в 100 квадратных километров; здесь трудилось 120 тысяч человек, представители 70 национальностей Советского Союза. Каждый день на стройке осваивалось почти полтора миллиона рублей капитальных вложений. Такого темпа и масштаба работ не знала в прошлом ни одна из строек СССР. Да только ли СССР? Председатель правления известной западногерманской фирмы «Даймлер-Бенц» признался: «Вы планируете строительство комплекса заводов, который превосходит все вместе взятые заводы, производящие в Западной Германии грузовые автомашины». А вот что сказал Генри Форд, автомобили которого известны всему миру: «Строительство подобного предприятия не под силу никому в Соединенных Штатах или в Западной Европе... Тут мы не можем конкурировать».

Трудовой энтузиазм строителей КамАЗа позволил в небывало короткий срок воплотить в реальность намеченные планы. В 1973 году, когда главной фигурой в Набережных Челнах были строители, в недостроенных помещениях шло соревнование за право обслуживать первые станки. В том же году станки вступили в строй. Еще через некоторое время был сдан РИЗ — ремонтно-инструментальный завод, многотысячный коллектив которого, в значительной части подготовленный на родственных предприятиях в Тольятти, Горьком, Москве и частично за рубежом, приступил к массовому изготовлению деталей и узлов будущей грузовой машины, спроектированной в Москве. Узнав о предстоявшем созыве XXV съезда КПСС, рабочие дали слово собрать в подарок съезду первые грузовики. Точнее, первые грузовики с маркой «КамАЗ» уже существовали. Это были опытные образцы, проходившие проверку и при сорокаградусном морозе и при пятидесятиградусной жаре. Теперь их производство надо было поставить на конвейер. И вот 16 февраля 1976 года это свершилось. Большой трехосный грузовик с мощностью мотора в 210 лошадиных сил, способный легко перемещать 16 тонн, выехал из ворот цеха. За ним второй, третий... Под громовые овации они появились на улицах города, который за пятилетку вырос в несколько раз (с 39 тысяч до 230 тысяч человек).

Примерно сутки понадобилось колонне этих автомашин, чтобы пройти путь в 1300 километров, отделяющий Набережные Челны от Москвы. Делегаты и гости XXV съезда КПСС восторженно встретили героев, одержавших одну из самых значительных побед девятой пятилетки. Короткий рапорт победителей гласил: в строй начал вступать автогигант, рассчитанный на ежегодный выпуск 150 тысяч мощных грузовиков и 250 тысяч дизельных двигателей.