Экибастуз

Важные сдвиги происходили и в угольной промышленности. Они были связаны не только с техническим переоснащением «старых» центров добычи — Донецкого бассейна, Кузнецкого, Печорского, Карагандинского... Яркой приметой новых начинаний стал Экибастуз. О том, что в павлодарских степях Казахстана есть богатые залежи угля, знали уже давно. С начала 50-х годов шла разработка этого месторождения, была построена электростанция. Но только с появлением мощной техники для добычи угля открытым способом Экибастуз стал в ряды наиболее перспективных бассейнов страны.

Десятая пятилетка принесла Экибастузу поистине всесоюзную известность. Здесь на самом крупном в мире разрезе «Богатырь» были досрочно смонтированы два уникальных роторных экскаватора. Подобных им раньше нигде не было ни по сложности, ни по размеру. Рядом с их бункерами железнодорожные вагоны кажутся спичечными коробками. В 1978 году за высокоэффективную добычу угля с помощью роторной техники группа работников объединения «Экибастузуголь» удостоена Государственной премии СССР.

Каждые 36 минут из разреза уходит очередной железнодорожный состав с топливом для электростанций Казахстана, Сибири, Урала. Союз науки и труда сделал Экибастуз центром, который стал давать самый дешевый уголь.

Но как ни дешев здешний уголь, расчеты специалистов показали, что еще более выгодным было бы его применение в качестве топлива для местных электростанций. Отсюда и курс на сооружение целого комплекса ГРЭС или, как его назвали энергетики, каскада электростанций, призванных передавать в центр большое количество дешевой электроэнергии. Выгоды от такого использования местных углей тем более велики, что они не отличаются высоким качеством и их транспортировка на дальние расстояния сопровождается излишними, очень дорогими затратами (ведь в значительной мере составы везут пустую породу). Сооружение каскада, включающего четыре электростанции, уже развернулось. Начало 1980 года стало предпусковым периодом для первого агрегата Экибастузской ГРЭС-1. На помощь казахстанским строителям приехали опытные монтажники из Ленинграда и Киева. Десятки бригад вступили в соревнование, победители которого получили право включить рубильник новой мощной ГРЭС.