Разработка бассейна угля в Нерюнгри

Когда в середине 70-х годов было завершено строительство «Малого БАМа» — первой железнодорожной трассы в Якутии— стала возможной практическая постановка вопроса о разработке бассейна Нерюнгри. По предварительным подсчетам специалистов, запасы местного угля определены в 45 миллиардов тонн; высота пластов местами превышает 70 метров. Ценность месторождения вдвойне велика. Во-первых, это залежи коксующихся углей высоких марок, необходимых для отечественной металлургии (особенно для восточных районов страны) и для расширения экспортных поставок. Во-вторых, самой природой местные пласты как бы предназначены для добычи открытым способом. Поначалу строителям было нелегко. Суровый необжитый край. Хоть это и Южная Якутия, а морозы часто превышают 50 градусов. Не было ни дорог, ни баз. Фактически все приходилось начинать с нуля, постигать способом проб и ошибок. Ведь проектирование предприятий в таких условиях не знало аналогов.

Вплоть до начала 80-х годов бригады работали как бы на себя: они создавали прежде всего базу стройиндустрии, чтобы потом максимально отказаться от привозных материалов. Но именно в этой суровой обстановке и сформировалось ядро коллектива. В середине одиннадцатой пятилетки в Южной Якутии трудились уже десятки тысяч рабочих и служащих. Каждый день из разрезов уходили 5—6 эшелонов с углем. Навстречу им шли составы с могучей техникой: многокубовые экскаваторы Уралмаша, крупные буровые станки, электронно-вычислительные машины. Пятилетку бассейн завершал, имея уже более ста самосвалов грузоподъемностью 180 тонн каждый и примерно столько же «малышей» (как здесь называют БелАЗы, способные за один раз перевозить 110—120 тонн). Сдана в эксплуатацию и обогатительная фабрика. Одним словом, формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса продолжалось. По данным на начало 1985 года, в него было уже вложено два с половиной миллиарда рублей. Все более весомой становилась и отдача.