Успехи в области образования

Есть явления, масштаб которых нельзя полностью представить себе без цифр. Людей, имеющих неполное среднее и более высокое образование, среди рабочих в 1939 году было всего 8 процентов, к концу 50-х годов их стало уже около 40 процентов, в середине 70-х годов это образование оказалось уже типичным — его имело более 70 процентов рабочих. Среди колхозников доля таких людей за тот же период возросла с 2 до 54 процентов.

Эти успехи были бы, конечно, невозможны без серьезного улучшения материальной базы образования, увеличения численности армии учителей, изменения программ обучения, организации новых типов учебных заведений и внедрения новых способов обучения. Около 90 процентов всех школьников учатся в одну смену. Родители, занятые на работе, могут быть сейчас спокойны — их дети находятся под присмотром опытных педагогов в группах продленного дня. В такие группы в 1959/60 учебном году записали первые 150 тысяч учеников, а в десятой пятилетке — более 10 миллионов детей — около трети всех школьников 1—8-х классов.

Систематическое изучение основ наук с конца 60-х годов стало начинаться не с 5-го, а с 4-го класса — срок начального образования сокращен до трех лет. В старших классах введены факультативные занятия, это позволяет лучше развивать способности школьников, удовлетворять их склонности. Все шире в практику обучения внедряются новые технические средства, повышающие эффективность учительского труда, позволяющие давать школьникам прочные знания.