Трудовое воспитание школьников

Улучшение подготовки школьников к общественно полезному труду стало еще более настоятельным требованием времени именно в связи с всеобщностью среднего образования. Ведь во второй половине 70-х годов прямо со школьной парты на заводы, фабрики, стройки, транспорт, в совхозы и колхозы приходило ежегодно более миллиона вчерашних десятиклассников. Готовили их к этому не только в школьных мастерских, лабораториях и кабинетах. Определенный эффект дала организация межшкольных учебно-производственных комбинатов: первые из них организовали в начале 70-х годов, к концу десятилетия их стало более 1300. На многих предприятиях начали действовать специальные учебные цехи. Обучение старшеклассников профессиям велось и непосредственно в трудовых коллективах, на рабочих местах. Это не значит, конечно, что молодежь обязана идти работать по той специальности, навыкам которой ее обучили в школе. Свобода выбора жизненного пути школьника не ущемлялась. Но практика показывала, что необходимо более активное сближение нужд экономики, школьной системы трудового обучения и намерений молодежи.

Трудовое воспитание школьника — это не только подготовка к будущей профессиональной деятельности, это и забота о его нравственной, идейной позиции в жизни, о воспитании привычки и любви к труду, как основе нормального человеческого существования в условиях социализма. В 70-х годах к ставшим уже привычными летним студенческим строительным отрядам прибавились лагеря труда и отдыха для старшеклассников, где подростки определенное количество часов в день заняты посильной для них и необходимой обществу производительной работой, по преимуществу в сельском хозяйстве. Всего функционировало уже около 30 тысяч таких лагерей.