Высшие учебные заведения

Раньше вузы не готовили специалистов по таким популярным сегодня отраслям знаний, как математическое обеспечение вычислительных центров и АСУ, радиохимия, молекулярная биология, демография и ряд других важных наук. Не было учебных заведений, где руководящие работники, от директоров предприятий до министров, повышали бы свою квалификацию в области современных методов управления, организации производства и планирования с применением математических методов и ЭВМ. ...В Томске открыт Институт радиоэлектроники и электронной техники, в Тольятти — Политехнический институт (он готовит инженеров для знаменитого Волжского автозавода и других автомобильных гигантов). Астраханцы получили возможность поступать в собственную консерваторию, приступили к работе выпускники Восточно-Сибирского библиотечного института. Это только четыре высших учебных заведения из тех 131, которые были открыты на протяжении 60-х и 70-х годов.

Организация новых вузов имела большой не только народнохозяйственный, но и социальный смысл. К тем двум с половиной сотням городов нашей страны, в которых имелись вузы, прибавилось за это время еще сто «институтских» городов. Расширились возможности для получения высшего образования у большой массы способной и энергичной молодежи, проживавшей в отдалении от старых вузовских центров.

Кроме того, во многих вузах открывались новые факультеты. И как итог — цифры, динамизм которых привычен советским людям, но поражает человека из другого мира. С 1960 года армия студентов выросла более чем в 2 раза, превысив в 1977 году 5 миллионов человек.

Только три столичных учебных заведения — Московский государственный университет, Энергетический институт и Московское высшее техническое училище имени Баумана ежегодно выпускали больше специалистов, чем все 105 вузов царской России.

Развитие советской высшей школы сопровождалось повышением роли университетов как учебно-методических и научных центров. В 1980 году действовало уже 67 университетов — во всех союзных и почти во всех автономных республиках и крупных экономических регионах. За предыдущие два десятилетия было открыто 27 новых университетов. Более одной десятой ежегодного выпуска специалистов, основная часть вузовских фундаментальных исследований, подготовка примерно трети кандидатов и значительной доли докторов наук — вот что давали университеты в системе высшей школы.